Уголовный кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 294
1. Конституция РФ провозгласила независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120). Статья
294 уточняет прежние нормы УК, защищавшие независимость органов правосудия, расширяет круг лиц, подлежащих охране,
и повышает меры наказания за это преступление.
2. Под "деятельностью суда" в ч. 1 статьи, а также "деятельностью прокурора, следователя или лица,
производящего дознание" (ч. 2) понимаются предусмотренные законом действия указанных лиц (органов) в любой стадии
уголовного, гражданского или административного процесса. Под вмешательством в их деятельность имеется в виду любое
воздействие на судью, народных или присяжных заседателей или других названных в статье участников процесса, не
соединенное с угрозой или насилием (иначе оно подпадало бы под ст. 295 или 296), а именно: советы, просьбы, указания,
обещания и др. Если вмешательство соединено с предложением материальных благ, оно должно рассматриваться как
предложение взятки и квалифицироваться по совокупности статей.
3. Воздействие на судей, прокурора, работников органов предварительного расследования может быть
устным, письменным, переданным через других лиц, в том числе родственников, знакомых, сослуживцев, участников
процесса, адвоката, технических работников суда, прокуратуры, органа дознания и др. Просьба "разрешить дело по закону",
не соединенная с какими-либо дополнительными требованиями, условиями или обещаниями, не может юридически
рассматриваться как вмешательство, хотя с нравственной точки зрения она по меньшей мере бестактна, поскольку
предполагает возможность иного поведения судей, прокурора или следователя.
4. Вмешательство в деятельность названных в статье лиц может иметь место не только в служебной, но
и во внеслужебной обстановке. Важно не время, когда происходит соответствующий разговор (передается письмо и т. п.),
а преследуемая при этом цель: воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1) или воспрепятствование
всестороннему, полному и объективному расследованию дела (ч. 2). Возможные ссылки субъекта на то, что он желал не
"воспрепятствовать" правосудию, а "помочь" ему, вряд ли могут оправдать его поведение, коль скоро речь идет о попытке
повлиять на свободное волеизъявление указанных лиц. Цель, названная в статье, может иметь разное конкретное
содержание: прекратить уголовное (гражданское, административное) дело или, напротив, возбудить или возобновить его;
оправдать обвиняемого или же осудить более строго (более мягко) и т. д. В этой связи субъектом преступления могут быть
высказаны пожелания или просьбы допросить тех или иных свидетелей (или не допрашивать их), заменить эксперта, иначе
оценить те или иные доказательства и т. д.
5. Не является вмешательством в деятельность следственных, прокурорских или судебных органов
сообщение фактов о готовящемся или совершенном преступлении, новых доказательств по делу, а равно принесение
официальной жалобы на действия тех или иных должностных лиц. Просьбы, советы или пожелания общего характера
(например, высказанные в печати или на собрании критические замечания об общей линии уголовной политики данного суда)
также нельзя считать воспрепятствованием осуществлению правосудия или производству предварительного
расследования.
6. Субъектом преступления является как частное, так и должностное лицо. Если при вмешательстве оно
использует свое служебное положение (например, в системе судебных, прокурорских органов, центральной или местной
администрации), то ответственность наступает по ч. 3 статьи.
7. Преступление совершается с прямым умыслом, причем его мотивы не имеют значения для квалификации
преступления, но должны учитываться при оценке степени тяжести содеянного и назначении наказания (сострадание, гнев,
чувство мести, родственные отношения с обвиняемым или потерпевшим, истцом или ответчиком и т. д.).
|