Уголовный кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 275
1. Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации как
государства. Под безопасностью государства следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов
государства - конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности от внутренних и внешних угроз.
Угроза безопасности государства - это совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам
государства (Закон РФ "О безопасности" 1992 г. - РГ, 1992, 6 мая). Следовательно, под внешней безопасностью РФ нужно
понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т. е. конституционного строя, суверенитета и
территориальной неприкосновенности РФ, от внешних угроз. В связи с этим государственная измена может быть совершена
лишь в пользу какого-то определенного государства.
2. Понятие конституционного строя выводится из содержания гл. 1 Конституции РФ "Основы
конституционного строя". Эта глава закрепляет исходные принципы конституционного строя, экономических отношений,
политической системы общества. В ней определена форма государственной власти в Российской Федерации (ст. 1), человек,
его права и свободы признаны высшей ценностью (ст. 2), дано определение народа как носителя суверенитета и источника
государственной власти (ст. 3), установлены пределы суверенитета Российской Федерации (ст. 4), провозглашены и
гарантированы свобода экономической деятельности и равенство всех форм собственности (ст. 8), закреплен принцип
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), признано идеологическое и политическое
многообразие (ст. 13), определено соотношение действия Конституции и других законодательных и нормативных актов и
общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров (ст. 15). Содержание этих и других
положений Конституции и представляет основы конституционного строя как неотьемлемую часть объекта государственной
измены и других преступлений против государственной власти.
3. Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во
внешнеполитической сфере. Суверенитет есть важнейшее свойство самостоятельности и независимости как государственной
власти, так и государства в целом. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации
распространяется на всю ее территорию.
4. Территориальная неприкосновенность есть нерушимость государственных границ - сухопутных,
водных и воздушных. В соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"
1993 г. государственной границей Российской Федерации является граница, закрепленная действующими международными
договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными
государствами - бывшими союзными республиками Союза ССР. Закон о государственной границе определяет ее установление:
а) на суше; б) на море; в) на судоходных водоемах; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки,
ручьи, озера и иные водоемы (подробнее см. комментарий к ст. 11).
5. Территориальная неприкосновенность зависит от обороноспособности, т. е. состояния экономического,
военного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.
6. В ст. 275 дается исчерпывающий перечень деяний, образующих состав государственной измены:
1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации
или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
7. Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 УК (см. комментарий к этой статье).
8. Выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их
представителям заключается в умышленном сообщении им гражданином Российской Федерации сведений, составляющих
государственную тайну. Понятие государственной тайны определяется в Законе Российской Федерации "О государственной
тайне" 1993 г. (РГ, 1993, 21 сентября). Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к
государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом Российской Федерации.
Выдача государственной тайны может осуществляться любым способом (устно или письменно, с помощью чертежей или
образцов изделий и т. д.). В отличие от шпионажа виновный при выдаче государственной тайны не собирает и не похищает
сведения, ее составляющие, а располагает ими по службе или работе.
9. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в
процессе проведения враждебной деятельности против Российской Федерации заключается в таких действиях, которые не
охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно это может выразиться, например, в
предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания,
средствами передвижения и т. д. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического
оказания гражданином Российской Федерации помощи иностранному государству, иностранной организации или их
представителям в такой деятельности.
10. Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только гражданин Российской
Федерации, достигший 16 летнего возраста.
11. С субъективной стороны государственная измена может быть совершена только умышленно. При этом
все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает одно из
деяний, предусмотренных ст. 265 УК, и желает совершить это деяние. Мотивы данного преступления могут быть различными
и не влияют на квалификацию содеянного.
12. Примечание к ст. 275 предусматривает освобождение лица от уголовной ответственности за
государственную измену (а также за шпионаж и за насильственные захват или удержание власти), если оно добровольным и
своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба
интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления. Указанная
норма есть конкретизация ч. 2 ст. 75 УК об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и
носит ярко выраженный профилактический характер.
|