Уголовный кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 211
1. К воздушным суднам относятся любые летательные аппараты независимо от формы собственности
(государственные, частные), ведомственной принадлежности (военному или гражданскому ведомству) и целевого
назначения (пассажирские, транспортные, санитарные и т. д.): самолеты, вертолеты, дельтапланы, дирижабли, воздушные
шары и другие летательные устройства, полет на которых требует соблюдения мер безопасности.
2. Водное судно - сооружение для перевозки по воде грузов и пассажиров, предназначенное для
промышленных, военных, научно-исследовательских и иных целей. Оно может быть морским и речным, самоходным и
несамоходным, непосредственно водным, надводным (на воздушной подушке) и подводным.
3. К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения железнодорожного
транспорта: электровозы, локомотивы, вагоны и т. д.
4. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют
действия, выразившиеся в: а) угоне указанных судна или состава или б) их захвате.
5. Угон - это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего,
судном или составом как во время стоянки, так и во время следования по маршруту с последующим его удержанием во время
движения судна или состава по маршруту, избранному преступником. Угон является оконченным с начала движения судна
или состава по маршруту, избранному виновным, независимо от продолжительности такого движения.
6. Захват - это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего,
судном или составом во время их стоянки или во время следования по маршруту.
7. Под насилием, не опасным для жизни и здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение
иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 (см.
комментарий к ст. 116), и другие, менее опасные виды насилия (например, насильственное лишение свободы). Насилие может
применяться к членам экипажа воздушного или водного судна, к лицам, обеспечивающим движение в пути железнодорожного
подвижного состава, к пассажирам, персоналу аэродрома, вокзала.
8. Часть 2 ст. 211 предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные
при отягчающих обстоятельствах.
9. О понятии преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, см. комментарий к
ст. 35.
10. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16.
11. О насилии, опасном для жизни или здоровья, см. комментарий к ст. 206.
12. О применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, см. комментарий к ст. 162.
13. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за угон или захват судна или
состава, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах.
14. О совершении преступления организованной группой см. комментарий к ст. 35.
15. О причинении смерти по неосторожности см. комментарий к ст. 109. Умышленное лишение жизни
человека при угоне или захвате судна или состава не охватывается ст. 211 и требует квалификации по совокупности с ч. 2
ст. 105 (п. "к", а в зависимости от обстоятельств дела и п. "б" или "в").
16. К иным тяжким последствиям следует отнести причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц,
разрушение транспортного средства, существенное загрязнение окружающей среды и т. д.
17. Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетний, достигший 14 лет,
отвечает за те преступления, совершенные им при угоне или захвате судна или состава, ответственность за которые
наступает с четырнадцатилетнего возраста (см. ст. 20).
18. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи, а также
совершенного организованной группой (ч. 3), характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает угон или
захват судна или состава, а также общественную опасность этих действий и желает этого.
Субъективная сторона угона или захвата, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия
(ч. 3 ст. 211), характеризуется двойной формой вины (см. комментарий к ст. 27) - прямым умыслом к действиям по угону или
захвату и неосторожностью по отношению к указанным в ч. 3 последствиям. Лицо предвидит, что в результате указанных в
ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи действий может наступить смерть человека или иные тяжкие последствия, но без
достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение или не предвидит возможности
наступления указанных последствий, но должно было и могло их предвидеть. В целом такое преступление является
умышленным преступлением.
|