Уголовный кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 204
1. Коммерческий подкуп представляет собой вид преступления, посягающего на нормальные условия
взаимодействия хозяйствующих субъектов в условиях рынка (равенство сторон, эквивалентность обмена, реальное
соблюдение договоров и т. д.). Правовую основу охраны добросовестной конкуренции представляет собой Закон Российской
Федерации от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в
редакции от 25 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 1977). Условия нормальных коммерческих отношений нарушаются в пользу
лиц, получающих подкуп и передающих его. При помощи подкупа может быть, например, обеспечено незаслуженное,
необоснованное предоставление льготных кредитов стороне, прибегнувшей к подкупу, произведено раскрытие
производственных секретов, дающее стороне, подкупившей соответствующего служащего конкурирующего предприятия,
незаслуженное преимущество в хозяйственной деятельности, либо оказано влияние на преимущественное заключение
деловой сделки в ущерб предприятию, в котором служит получивший подкуп, и т. д.
2. Субъектом получения подкупа являются лица, выполняющие управленческие функции как в коммерческих,
так и в иных организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью (политическая партия, профсоюз,
потребительская организация и т. д.). Выполнение управленческих функций заключается в возможности, в пределах служебных
полномочий, принимать решения, имеющие обязательную силу. Субъектом передачи подкупа выступает лицо, передающее
материальные ценности или незаконно оказывающее услуги подкупаемому лицу с целью обеспечения собственных
интересов.
3. Субъективная сторона при коммерческом подкупе предполагает прямой умысел, т. е. лицо, передающее
подкуп, и лицо, принимающее подкуп, осознают, что передаваемые ценности или оказываемые услуги являются платой за
совершение определенных действий в интересах дающего, и желают совершения таких действий.
|