Уголовный кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 182
1. Согласно Федеральному закону "О рекламе" 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 30, ст. 2864) реклама - это
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах,
идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Ненадлежащей признается недобросовестная, недостоверная,
неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту
и способу ее распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. "О защите потребителей от недобросовестной
рекламы" (СЗ РФ, 1994, N 7, ст. 695) установлен перечень конкретных обязанностей рекламодателей по рекламе услуг
банков, финансовых, страховых, инвестиционных предприятий, учреждений и организаций, индивидуальных предпринимателей.
На рекламодателей в этих случаях возлагается обязанность не допускать объявления гарантий, обещаний или предположений
о будущей эффективности (доходности) своей деятельности.
3. Согласно Закону "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых
(в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами
юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается приводить в рекламе количественную информацию, не
имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам, гарантировать размеры дивидендов
по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии, предоставлять любого
рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем
объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг.
4. Заведомо ложная реклама представляет собой акт недобросовестной конкуренции. Информация,
содержащаяся в рекламе, может быть признана ложной в случае включения в нее сведений о товарах, оказываемых услугах,
значительно завышающих их подлинное качество, приписывающих им или преувеличивающих их реальные достоинства,
свойства и основные характеристики либо принижающих фактическое качество товаров или услуг, предлагаемых
конкурентами.
5. Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 181 настоящего Кодекса, наступает
в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, он руководствовался корыстным мотивом приобретения
преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям и добросовестным конкурентам.
6. Ущерб, причиненный заведомо ложной рекламой, может считаться значительным в случае, если
содержащаяся в рекламе ложная информация повлекла экономические потери, причинила вред здоровью потребителей,
вызвала иные социально-значимые отрицательные последствия.
7. Субъектом данного преступления являются рекламодатели, в качестве которых могут выступать как
руководители организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, так и индивидуальные предприниматели.
|