Уголовный кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 100
1. Комментируемая статья вводит новый вид принудительных мер медицинского характера, ранее
неизвестный УК РСФСР. До 1988 г. в некоторых бывших союзных республиках (Украина, Узбекистан, Грузия, Азербайджан,
Казахстан) уголовными кодексами в числе таких мер была предусмотрена передача лица, совершившего общественно
опасное деяние в состоянии невменяемости либо заболевшего после совершения преступления или во время отбывания
наказания тяжелым психическим расстройством, на попечение родственникам или опекунам при обязательном врачебном
наблюдении. По своей сущности это и было амбулаторное принудительное наблюдение и лечение.
В Российской Федерации подобная мера не входила в число принудительных и могла быть применена в случае, если суд не
сочтет необходимым применение принудительного лечения, или при прекращении принудительных мер медицинского
характера (ч. 4 ст. 60 УК РСФСР 1960 г.). Последнее обстоятельство позволяет утверждать, что учреждения, оказывающие
амбулаторную психиатрическую помощь, в большинстве случаев - психоневрологические диспансеры, не будут испытывать
сложностей при реализации нового вида принудительного лечения. На сегодня существует отработанная практика
осуществления диспансерного наблюдения, которое включает лечебно-реабилитационные мероприятия и
социально-бытовую помощь лицам, выписанным из стационарных учреждений, осуществляющих принудительное лечение,
так же как и другим категориям амбулаторных пациентов.
2. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, как и стационарное принудительное
лечение, назначается по решению суда, основанному на рекомендации судебно-психиатрической экспертной комиссии, где
наряду с заключением о вменяемости или невменяемости лица должно быть высказано мнение о необходимости применения
к нему принудительных мер медицинского характера и виде таких мер. Заключение экспертов-психиатров подлежит
тщательной оценке судом в совокупности со всеми материалами дела (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда СССР N
4 от 26 апреля 1984 г. "О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского
характера" с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда СССР 17 от 1 ноября 1985 г. (Сб. пост.
Пленума Верх. Суда СССР. 1924 - 1986. М., 1987). Рекомендации экспертов-психиатров не являются обязательными для суда,
хотя и учитываются при вынесении решения по делу.
3. При решении вопроса о назначении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра,
помимо установления оснований применения принудительных мер медицинского характера (см. комментарий к ст. 97), суд
учитывает характер психического расстройства лица, общественную опасность им содеянного, а также возможность
осуществления его лечения и наблюдения за ним в амбулаторных условиях. Психическое состояние лица, в частности,
характер его психического расстройства, должно быть таковым, чтобы лечебно-реабилитационные мероприятия могли быть
проведены без помещения в психиатрический стационар. Это обстоятельство должно быть отражено в заключении
судебно-психиатрической экспертизы либо в заключении врачебной комиссии при освобождении лица от дальнейшего
отбывания наказания в связи с тяжелым психическим расстройством (см. комментарий к ст. 81) при обосновании
рекомендации данного вида принудительного лечения.
4. По своему содержанию амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает
наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказания этому лицу
необходимой медицинской и социальной помощи, т. е. обязательное диспансерное наблюдение (ч. 3 ст. 26 Закона РФ "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". - Ведомости РФ, 1992, N 33, ст. 1913). Такое наблюдение
устанавливается независимо от согласия пациента и предполагает регулярные осмотры лица врачом-психиатром (на дому,
в психоневрологическом диспансере или ином учреждении, оказывающем амбулаторную психиатрическую помощь, после
приглашения на прием). Частота же таких осмотров зависит от психического состояния лица, динамики его психического
расстройства и потребностей в психиатрической помощи.
Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение, в том числе психотерапию, а также
социально-реабилитационные мероприятия. Существенным компонентом амбулаторного психиатрического наблюдения и
лечения является и оказание лицу необходимой социально-бытовой помощи, так как практика свидетельствует, что
жилищно-бытовая неустроенность, отсутствие материального обеспечения, например пенсии или работы, усугубляют
социальную дезадаптацию психически больного и увеличивают риск совершения им повторного общественно опасного
деяния.
5. Изменение данного вида принудительного лечения и его отмена также являются компетенцией суда.
Решение должно приниматься по представлению администрации учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую
помощь, основанному на заключении комиссии врачей-психиатров. Переход от амбулаторного принудительного лечения к
стационарному предполагает такое изменение психического состояния лица, когда становится невозможным проведение
принудительного лечения без помещения в психиатрический стационар, а также в случаях грубых нарушений режима
амбулаторного принудительного лечения либо при уклонении от него. Прекращение принудительного лечения, срок которого
заранее судом не устанавливается, возможно в случае, когда отпала необходимость в принудительном амбулаторном
наблюдении и лечении у психиатра. Суд имеет право передать необходимые документы в отношении лица, находившегося на
таком лечении, органам здравоохранения для оказания ему психиатрической помощи в общем порядке, установленном
Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" Вопросы помещения такого лица после
прекращения принудительного лечения в психоневрологическое учреждение социального обеспечения также регулируются
названным законом (ст. 41).
6. Рассматривая вопрос об отмене или изменении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у
психиатра, суд должен проверить обоснованность представления администрации учреждения, оказывающего амбулаторную
психиатрическую помощь. Для этого суду надлежит выяснить результаты проведенного лечения и условия, в которых это
лицо будет находиться после отмены принудительной меры медицинского характера, а также необходимость дальнейшего
медицинского наблюдения и лечения. В этих целях рекомендуется вызывать в судебное заседание представителей
медицинского учреждения, близких родственников или законного представителя лица, в отношении которого решается
вопрос об отмене применения амбулаторного принудительного лечения (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда СССР
N 4 от 26 апреля 1984 г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда СССР N 17 от 1 ноября 1985 г.).
7. Отличие правового статуса психически больных, которые находятся под амбулаторным принудительным
наблюдением, от иных пациентов, получающих амбулаторную психиатрическую помощь, в частности, в виде обязательного
диспансерного наблюдения, заключается в невозможности прекратить такое наблюдение без решения суда. Пациенты, к
которым применяется данная принудительная мера медицинского характера, не вправе отказаться от лечения: при
отсутствии их согласия лечение проводится по решению комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 11 Закона РФ "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). Кроме того, законом установлен запрет на проведение
испытаний медицинских средств и методов, а также применение хирургических и иных методов лечения, вызывающих
необратимые последствия, для лечения таких пациентов (ч. 5 ст. 11 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании").
8. При реализации принудительного амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра врачи и иные
медицинские работники, оказывающие амбулаторную психиатрическую помощь, должны тесно взаимодействовать с
органами внутренних дел. На практике не исключены случаи отказа психически больного от амбулаторной помощи,
уклонения от осмотров врачом-психиатром, перемены места жительства и т. д. Вопросы такого взаимодействия потребуют
как законодательного регулирования исполнения данной принудительной меры в уголовно-исполнительном законодательстве
(см. комментарий к ст. 97), так и принятия подзаконных нормативных правовых актов.
9. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может применяться, во-первых, как
первичная мера принудительного лечения, например, когда общественно опасное деяние было совершено в состоянии
временного болезненного расстройства психической деятельности, повторение которого маловероятно. Во-вторых, эта
мера может стать последней ступенью при переходе от стационарного принудительного лечения к оказанию необходимой
для лица, страдающего психическим расстройством, психиатрической помощи в общем порядке. Амбулаторное
принудительное наблюдение и лечение у психиатра связано со значительно меньшими ограничениями личной свободы лица
(например, пациент может продолжать трудиться, проживать со своей семьей, продолжать обучение и т. п. ), и в то же время
эта мера предполагает большую ответственность самого больного за соблюдение режима лечения. Современная
психиатрическая практика свидетельствует, что участие пациента в собственном лечении, взаимная ответственность
пациента и врача-психиатра, их сотрудничество в процессе лечения во многом предопределяют его эффективность.
|