Навигация
Полезные ссылки
Кодексы и законы РФ
Трудовой кодекс РФ c комментариями
Скачать Уголовный Кодекс РФ
(редакция от 07.06.2017)

Уголовный кодекс РФ

c комментариями


Комментарий к статье 290

1. Комментируемая статья, сохранив многие элементы прежнего законодательства, вместе с тем содержит целый ряд уточнений, уже прежде апробированных практикой и нашедших свое выражение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве" (Бюл. ВС СССР, 1990, N 3). Это постановление в основном сохраняет свое значение для правильного применения закона на практике. Отдельные устаревшие его позиции отмечены ниже.

С принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. признано не действующим на территории РФ.

2. Новый УК законодательно уточнил понятие взятки, определив ее как деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды. Такими выгодами могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.).

ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения государственным служащим, служащим муниципальных учреждений и ряду других лиц подарков, сумма которых превышает пять минимальных размеров оплаты труда. Из этого можно сделать вывод, что пять минимальных размеров оплаты труда - это та граница, которая разделяет подарок от взятки.

3. Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя либо другого лица, которое представляет взяткодатель, в том числе членов его семьи. Действия, совершаемые за взятку, могут быть четырех видов: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица; б) эти действия могут не входить в непосредственные полномочия этого должностного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий или их несовершению в пользу взяткодателя или представляемого им лица; в) должностное лицо за взятку может оказывать общее покровительство, например необоснованно, без каких-либо заслуг продвигать взяткодателя по службе, представлять его к премиям, наградам и т. п.; г) за взятку должностное лицо может оказывать попустительство, т. е. скрывать допущенные взяткодателем ошибки и упущения по службе.

4. Субъектом получения взятки является только должностное лицо (см. пп. 3, 4, 13 - 19 комментария к ст. 285). Служащие коммерческих и иных организаций, не являющиеся должностными лицами, за получение незаконного вознаграждения подлежат ответственности по ст. 204 УК. Судебная коллегия Верховного Суда РФ не признала Б. субъектом должностного преступления. Хотя Б. действительно неоднократно получал взятки от подчиненных ему продавцов, он как Генеральный директор акционерного общества закрытого типа с ограниченной ответственностью "Атрос" не может нести ответственность за должностное преступление (Бюл. ВС РФ, 1995, N 6, с. 8 - 9).

5. Если за взятку должностное лицо совершает действие (бездействие), содержащее состав какого-либо преступления, то его действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи. Термин "незаконные", употребленный законодателем, следует трактовать как "преступные". Таким образом, УК 1996 г. по сути дела возродил деление взяточничества на мздоимство и лихоимство, известное дореволюционному русскому уголовному законодательству. Однако выделение этого признака в качестве квалифицирующего обстоятельства не исключает необходимости в соответствующих случаях квалифицировать действия виновного должностного лица по совокупности со ст.ст. 285, 286 или другой статьей УК, предусматривающей ответственность за эти преступления. К такому выводу приводит сопоставление санкций, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, с мерами наказания, установленными законом за злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.

6. Квалифицирующий признак, предусмотренный в ч. 3 комментируемой статьи, - получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, заменил собою ранее существовавшее понятие "должностного лица, занимающего ответственное положение", которое было весьма неопределенным и поэтому сложным для применения на практике. Теперь круг лиц, подлежащих повышенной уголовной ответственности за получение взятки, очерчен в законе достаточно точно (см. пп. 21, 22 комментария к ст. 285).

7. Квалифицирующие обстоятельства, предусмотренные в ч. 4 комментируемой статьи, были известны и прежнему законодательству, они достаточно подробно разъяснены в указанном выше постановлении Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. О понятии неоднократности см. комментарий к ст. 16 УК. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

Вымогательством является требование взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя (см. п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.), например под угрозой незаконного увольнения или непринятия на работу при наличии всех оснований для поступления на соответствующую должность.

9. В примечании к комментируемой статье установлена сумма, при которой взятка считается полученной в крупном размере.