Уголовный кодекс РФ
c комментариями
Комментарий к статье 287
1. Комментируемая статья является новой нормой российского уголовного законодательства. Она
основана на Конституции РФ, определяющей полномочия Федерального Собрания и его двух палат - Государственной Думы
и Совета Федерации, а также на Регламентах этих палат. В Регламенте и Государственной Думы, и Совета Федерации
регулируются не только полномочия и порядок работы этих палат, комитетов и комиссий, но и отношения этих палат с
другими государственными органами и иными организациями. В частности, в обоих Регламентах предусмотрено право
Совета Федерации и Государственной Думы на получение необходимой информации от других государственных органов и
организаций.
2. Счетная палата - специализированный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию
в контроле за исполнением федерального бюджета и других финансовых законов. Председатель Счетной палаты и половина
состава ее аудиторов назначаются на должности и освобождаются от должностей Государственной Думой (п. "г" ч. 1 ст.
103 Конституции РФ), а заместитель Председателя Счетной палаты и вторая половина состава ее аудиторов назначаются
на должности и освобождаются от должностей Советом федерации (п. "и" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Компетенция Счетной
палаты определяется Федеральным законом "О Счетной палате РФ" (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 167). В компетенцию Счетной
палаты входит и ее право на получение необходимой информации от государственных органов и организаций.
3. Предметом этого преступления является информация, т. е. документы и материалы, которые могут
запрашиваться органами, указанными в пп. 1 и 2 настоящего комментария. Характер таких материалов может быть
различным. Так, Счетная палата может запрашивать документы, необходимые для проверки правильности расходования
бюджетных средств в соответствующих организациях.
4. Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Под неправомерным
отказом в предоставлении информации следует понимать прямой отказ соответствующего лица дать необходимую
информацию, если такой отказ заявлен без каких-либо законных оснований. Под уклонением от дачи информации следует
понимать непредоставление информации указанным выше органам под различными благовидными предлогами, как-то:
материал еще не готов, материл еще не подписан и т. д. Предоставлением заведомо ложной или заведомо неполной
информации следует считать тот случай, когда документы и материалы хотя и представляются, но они не соответствуют
действительности полностью или в какой-либо части.
Преступление является оконченным с момента совершения указанных действий. Для ответственности по ч. 1 настоящей
статьи наступления каких-либо последствий не требуется.
5. Все действия, предусмотренные комментируемой статьей, могут быть совершены только умышленно,
когда соответствующее должностное лицо знает, что оно обязано сообщить необходимую информацию указанным в пп. 1 и
2 органам, и не желает ее сообщать либо сообщает заведомо искаженную информацию. Мотив совершения этих действий не
имеет значения для квалификации. Такими мотивами могут быть желание скрыть неблагоприятное положение дел в
соответствующем учреждении или организации, а также карьеризм и иные побуждения.
6. Субъектом преступления являются те должностные лица, в компетенцию которых входит
предоставление соответствующей информации. Понятие должностного лица см. в пп. 3, 4, 13 - 19 комментария к ст. 285.
7. Квалифицирующим признаком преступления является совершение действий, предусмотренных
комментируемой статьей, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную
должность субъекта Российской Федерации. О понятии таких лиц см. в пп. 21 и 22 комментария к ст. 285.
8. В качестве особо квалифицирующих обстоятельств закон (п. 3 ст. 287) предусматривает три случая.
В п. "а" предусмотрена повышенная ответственность за отказ в предоставлении информации, уклонение от ее
предоставления или предоставление заведомо ложной информации, если это было сопряжено с сокрытием правонарушений,
совершенных должностными лицами. Речь идет о сокрытии как должностных преступлений, так и дисциплинарных
проступков, допущенных должностными лицами государственных органов. Хотя в законе употреблено множественное
число, но такое сокрытие может касаться правонарушений как нескольких, так и одного должностного лица органа
государственной власти, включая лиц, занимающих соответствующие должности в Вооруженных Силах или иных воинских
формированиях РФ.
В п. "б" предусмотрена повышенная уголовная ответственность за совершение действий (бездействия), предусмотренных
ч. 1 или 2, группой лиц, заранее договорившихся об отказе в предоставлении соответствующей информации или о
предоставлении ложной информации, либо за совершение таких действий организованной группой (см. комментарий к ст.
35).
Наступление тяжких последствий, предусмотренное в п. "в" ч. 3 комментируемой статьи, может иметь место, например, в том
случае, когда вследствие неоднократного предоставления заведомо ложной информации были существенно искажены
данные об исполнении государственного бюджета Российской Федерации за определенный период.
|