Навигация
Полезные ссылки
Кодексы и законы РФ
Трудовой кодекс РФ c комментариями
Скачать Уголовный Кодекс РФ
(редакция от 07.06.2017)

Уголовный кодекс РФ

c комментариями


Комментарий к статье 266

1. В статье, в отличие от прежнего УК, объединены все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный. Как видно из диспозиции, уголовная ответственность в данной статье устанавливается за недоброкачественный ремонт не только самих транспортных средств, но также путей сообщения, средств сигнализации или связи (на транспорте) или иного транспортного оборудования (например, контактных проводов для движения электропоездов). Кроме того, отдельно указывается на выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

2. Недоброкачественный ремонт означает несоблюдение обязательных технических требований, предъявляемых к отремонтированному изделию. Факт недоброкачественного ремонта устанавливается с помощью экспертизы. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение (письменное или устное) использовать эти средства, хотя бы даже временно.

3. В статье обозначены две категории субъекта преступления. За недоброкачественный ремонт несут ответственность все лица, фактически производившие этот ремонт. Если качество ремонта проверял и дал положительное заключение приемщик, сам в ремонте не участвовавший, то он будет нести ответственность либо за выпуск технически неисправного транспортного средства по этой же статье, либо, если речь идет о другом транспортном оборудовании, - по статье о должностном преступлении.

4. Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства является только такое лицо, которое, в соответствии со своими служебными обязанностями, ответственно за техническое состояние транспорта. Кроме должностных лиц автопредприятия, железнодорожного депо, ремонтного завода, дока, аэропорта и т. д., такими субъектами могут быть и водители, работающие на государственных или частных предприятиях, и даже владельцы личного транспорта, если они, например, передают транспортное средство для управления ненадлежащим лицам, допустившим затем аварию или катастрофу.

5. Статья устанавливает ответственность за перечисленные действия (бездействие), если они повлекли вредные последствия (тяжкий или средней тяжести вред здоровью, крупный ущерб - ч. 1; смерть человека - ч. 2; гибель двух или более лиц - ч. 3).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью. Это означает, что недоброкачественный ремонт названных в статье предметов преступления или выпуск в эксплуатацию неисправного транспортного средства могут быть совершены по самонадеянности или небрежности. В первом случае имеет место сознательное пренебрежение техническими правилами ремонта или выпуска в эксплуатацию, но субъект легкомысленно рассчитывает на то, что вредные последствия не произойдут ("техника не подведет", водитель справится с управлением и т. п.). Во втором случае он не осознает факта нарушения технических требований (например, из-за низкой профессиональной квалификации), хотя мог и должен был это осознавать. Если субъект умышленно производит недоброкачественный ремонт или умышленно выпускает в эксплуатацию неисправное транспортное средство, относясь к возможным последствиям с прямым или косвенным умыслом, речь будет идти, в зависимости от обстоятельств, о диверсии, террористическом акте, умышленном убийстве или телесном повреждении, умышленном уничтожении или повреждении имущества.