Навигация
Полезные ссылки
Кодексы и законы РФ
Трудовой кодекс РФ c комментариями
Скачать Уголовный Кодекс РФ
(редакция от 07.06.2017)

Уголовный кодекс РФ

c комментариями


Комментарий к статье 263

1. В УК 1996 г. впервые выделена самостоятельная глава о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Составы преступлений, ранее находившихся в разных главах УК, объединены в этой главе в основном по признакам объекта посягательств.

2. В ст. 263 дан четкий перечень видов транспорта, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует данный состав преступления. Что касается железнодорожного транспорта, то к числу транспортных средств, предусмотренных статьей, относятся все виды подвижного состава, кроме автодрезин и автомотрисс, используемых на территории отдельных предприятий; на морском и речном транспорте - все виды судов, кроме маломерных (катера, весельные и моторные лодки). Воздушные транспортные средства все подпадают под действие комментируемой статьи. Надо также иметь в виду, что военнослужащие за нарушения правил вождения или эксплуатации машин и правил кораблевождения отвечают по иным статьям (350 - 352).

3. Диспозиция ст. 263 является бланкетной; она отсылает к положениям и инструкциям по безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые утверждаются соответствующими ведомствами. Эти правила обширны, многочисленны и часто изменяются. В связи с этим необходимо убедиться, что они имеют юридическую силу и были доведены до соответствующего работника. Кроме того, следует иметь в виду, что правила движения - понятие более широкое, чем правила безопасности движения транспорта. Если последние не были нарушены, состав данного преступления отсутствует.

4. Под нарушением правил эксплуатации транспорта понимаются отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими ненадлежащих лиц, перегрузка пассажирами или имуществом и т. д. Правила эксплуатации также должны быть утверждены соответствующим ведомством и доведены до исполнителей.

5. Статья 263 уточняет круг субъектов рассматриваемого преступления. Ими могут быть только профессионалы, т. е. лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанные соблюдать указанные правила: машинист, кондуктор поезда; пилот, штурман самолета, авиационный диспетчер, бортмеханик; капитан корабля, его помошник, штурман и многие другие. Если лицо не занимает должность и не состоит на работе в государственном или частном предприятии, учреждении или организации, которая обязывала бы его к соблюдению указанных правил, оно не будет субъектом преступления по данной статье. Отсюда вытекает, что частные лица, в силу тех или иных причин управляющие транспортным средством (самовольные действия; управление собственным самолетом или судном), в случае причинения ущерба несут ответственность по другим статьям УК (по ст. 268 или статьям о преступлениях против личности или собственности). Данное преступление надлежит также разграничивать с должностными преступлениями, в основном - с халатностью, при которой должностное лицо не принимает необходимых мер к предотвращению вреда, но лично не нарушает правил безопасности движения или эксплуатации транспорта.

6. Как видно из диспозиции статьи, состав преступления имеется в том случае, когда нарушение правил повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный ущерб, под которым следует понимать, например, разрушение или существенное повреждение транспортного средства, путей сообщения, различных сооружений, перевозимого груза, серьезную порчу окружающей среды и др. Если в результате нарушения наступила смерть человека, деяние квалифицируется по ч. 2, а в случае смерти двух или более лиц (что характерно для катастрофы) - по ч. 3. В отличие от редакции аналогичной статьи в прежнем УК, она не предусматривает ситуации, при которой нарушение правил безопасности не повлекло вредных последствий, но создало угрозу их наступления. Теперь в таком случае будет наступать административная или дисциплинарная ответственность. Если в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации потерпевшему причинены легкие телесные повреждения, ответственность может наступить в гражданском порядке.

7. Статья предусматривает вину в форме неосторожности по отношению к причиненным последствиям. Если эти последствия были причинены с прямым или косвенным умыслом, то речь может идти, в зависимости от обстоятельств, о диверсии, умышленном повреждении или уничтожении имущества, умышленном телесном повреждении или умышленном убийстве.